Дети, прошедшие монтессори-сад, радуют своими достижениями в совершенно разных областях, они самостоятельны, любознательны, любят учиться, рассуждать и готовы к исследовательской деятельности. Радуют и педагогов, и родителей. Родители порой тревожатся: «Что станет со всем этим в обычной школе?»

Мы поняли, что решение вопроса дальнейшего образования откладывать нельзя, и решили открыть класс для детей 6 – 9 лет. Потому что сейчас дети, пришедшие в только открывшиеся «Золотые бусины» в 2013 году, выросли. Сейчас им 6 лет или скоро исполнится 6.

Психологические особенности возраста 6 – 9 лет

В 6 лет ребёнок меняется: он уже утратил способности впитывающего разума. Характерной чертой детей 6 – 9 лет является расцвет интеллекта и воображения. Дети задают очень глубокие, жизненные вопросы, интересуются причиной явлений больше, чем просто фактами. Этот естественный интерес Мария Монтессори называла «голодом знаний». Однако ответы взрослых не всегда удовлетворяют его.

Им необходимо все проверить опытным путем, узнать и увидеть самим. Поэтому обучение строится так, что дети не получают готовых ответов. В классе создаются условия, чтобы дети сами задавали вопросы, искали на них ответы, думали, спорили, искали истину, учились уважать мнения оппонентов.

Большие истории, созданные Марией Монтессори специально для этого возраста, сопровождаются наглядными экспериментами и открывают перед детьми такие области науки, как география, биология, история. А также дети знакомятся с основами физики и химии.

Знания и предметные области постоянно переплетаются, так, например, Большая история Жизни связывает историю и биологию. Заинтересовавшись, ребёнок может изучить древних людей и их образ жизни или, например, первых млекопитающих, которые откладывали яйца.

Знания, полученные путём самостоятельного изучения и поиска ответа, имеют совершенно иную глубину, нежели просто данные учителем. Такой подход приводит к полному пониманию причин и взаимосвязей. Дети могут выбирать предметные области и материалы для работы, но не обладают свободой выбора работать или не работать.

Чему учатся дети?

В классе 6 – 9 много внимания уделяется математике, географии, ботанике, истории, русскому языку и литературе, английскому языку.

Монтессори-подход значительно отличается от традиционного. Например, в изучении математики, работая с конкретными Монтессори-материалами, дети полностью понимают смысл основных операций сложения, вычитания, умножения и деления. При этом не приходится ничего зубрить.

Освоив основы, ребёнок переходит к таким процедурам, как, например, умножение шестизначных чисел на четырехзначные. Для взрослых это звучит шокирующе, но дети способны проделывать это легко сначала с помощью Монтессори-материала, постепенно совершая переход на абстрактный уровень. Достигнув этого уровня, они способны проделывать эти операции с совершенно любыми числами, в том числе с дробными и десятичными.

Дети исследуют виды и части плоских (и не только) фигур и на сенсорном уровне знакомятся с понятиями высоты, биссектрисы, медианы, также переходя на абстрактный уровень.

Как учатся?

Обучение чаще всего идёт в маленьких группах: учителя наблюдают за учениками и сводят вместе тех детей, которые готовы к этому конкретному уроку. После урока у каждого ребёнка есть время на то, чтобы улучшить приобретённый навык или более полно изучить материал в одиночку или вместе с одноклассниками. В связи с тем, что у детей такого возраста очень много энергии и любознательности, секрет способности поддерживать у них неотрывный интерес в том, чтобы всё время давать им интересные задания
В классе Монтессори сильному ученику дают такие задания, где он может проявить себя наилучшим способом: например, нередки случаи, когда ученик 3-го класса решает задачи, которые обычно начинают преподавать только в 5-м классе. В то же время ребёнок, который еле тянет предмет, может получить необходимую поддержку, не испытывая негативного эффекта на самооценку, как это случается с отстающими школьниками в обычной школе.

В учениках поощряется любопытство, они всё время чем-то заняты и любят учиться. Когда мы с детьми ходим на экскурсии, многие люди, которых мы встречаем – от экскурсоводов в музеях до егерей, – отмечают, что наши ученики самые любознательные и увлечённые из тех, что им доводилось встречать. Такое часто говорят о Монтессори-школах: дети любят учиться из-за того, что они активно вовлечены в процесс обучения.

Вместо учебников и тетрадей классы Монтессори наполнены разнообразными учебными материалами. Дети учатся разрешать проблемы и думать, а не просто заучивают наизусть термины и правила. мы обожаем уроки внеклассного чтения!

Материалы в Монтессори – не просто наглядные пособия. Так же, как в дошкольный период, знания ребёнок приобретает, исследуя при помощи материалов различные темы: от грамматики до деления, от базовых потребностей человека до роли воды в эрозиях почвы. При работе с материалами обучение выдвигает на первый план мир: у детей формируется образ мыслей, в котором они привыкают размышлять о вещах и разгадывать их, а не просто запоминают слова или приёмы, потому что им так сказал взрослый.

Дети делают доклады, собирая информацию из энциклопедий и книг, встречаются с яркими личностями, специалистами в разных областях, планируют походы в музеи (а в нашем городе их немало). Такой поход в музей или встреча со специалистом готовится заранее, имеют определённую цель, и не являются прогулкой в привычном понимании. По результатам изучения вопроса дети составляют отчеты и доклады по результатам.

В результате дети приобретают устойчивые навыки самостоятельного обучения, работы с информацией, планирования своего времени.

Длительность: ежедневно по  6 часов

Группа: до 15 человек