Трудные дети | Золотые бусины

Трудные дети. Иногда это благо.

Есть дети, о которых родители говорят, что с ними трудно. Причин для этого может быть много, например, не сложившаяся надежная привязанность или невозможность проявить свою самость, заявить о себе конструктивно, из-за чрезмерного контроля, опеки и ограничений, ребенку остается проявляться через протест и противостояние.

 Я же хочу поговорить о детях, в которых с ранних лет ярко проявлена субъектность. Они тоже относятся к категории неудобных, трудных.


Что такое субъектность? Это умение слышать себя, понимать «как я хочу» или «как не хочу», формировать замысел, ставить цели, двигаться, достигать. Получать результат и сравнивать его с первоначальной целью «так ли хотел?», если не так, то дотачивать результат до цели. Или (О Боже!!!) бросать… Да, бросать если в процессе стало понятно, что «это не то, чего я хочу», не тратить на это свое время и ресурсы. Честно признаться себе и окружающим, что это «не мое». Для этого нужна смелость и хорошая рефлексия. Казалось бы, идеальная картина – такой человек творец, автор своей жизни, он проживает свою жизнь так, чтобы оглянувшись назад в какой-то момент можно было сказать себе «да, мне нравится, как все идет, я доволен».

Почему же с детьми, в которых проявлена субъектность трудно?

Дети дошкольного возраста характеризуются
•  эгоцентризмом;
• низкой рефлексией;
• слабо развитыми коммуникативными навыками;
• недостаточным освоением  правил поведения, моральных норм;

Плюс качества, характеризующие субъектность: высокая инициативность, целеустремленность, концентрация, погруженность в деятельность, которую он замыслил.  И получается история из серии «вижу цель, не вижу препятствий». Такие дети в стремлении достичь своих целей сметают все на своем пути, не ориентируются на потребности и мотивы окружающих, не слышат доводов — ведь им так важно достичь цели. И задача взрослых — раз за разом терпеливо раскрывать, как выглядит эта ситуация глазами других людей, рассказывать об их чувствах, потребностях и мотивах. Для того чтобы ребенок научился встраивать свои цели в контекст происходящего и согласовывать их с близкими. Достигал свои цели, сохраняя мир и доброжелательные отношения с окружением (или не сохранял в случае, если это будет его осознанный выбор). И тогда подрастающая личность будет успешной.


В школе «Золотые бусины» развитие субъектности является одним из специалитетов, т.е это наш фокус внимания, это то над чем мы работаем и заявляем, как образовательный результат. Развивается это качество не за один день, но при целенаправленной работе и благоприятной среде результат точно будет.


А как Вы относитесь к субъектности и замечаете ли ее проявление в своем ребенке?

Халиуллина Гузель

Школьный психолог